Азбука общения

Педагогический работник, Педагог - психолог Гааг Екатерина Александровна.
Педагогический работник, Педагог - психолог
Гааг Екатерина Александровна

Программа разрабатывалась в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018г № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Актуальность программы «Азбука общения» заключается в решении проблемы несформированности социальной и коммуникативной культуры учащихся, адаптации детей старшего дошкольного возраста к коллективной образовательной деятельности. В процессе реализации программы осуществляется эмоционально - личностная, коммуникативная подготовка к школе. Коммуникативный компонент является базовым в становлении личности дошкольника; он начинает овладевать речью как средством общения. Важнейшую роль в становлении личности дошкольника является эмоциональное развитие, которое во многом обуславливает его интеллектуальное и физическое развитие. Умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми, относиться к другому как к ценности — качества, которые обеспечивают социализацию ребёнка и адаптацию к будущей школьной среде. В процессе реализации программы, уделяется особое внимание формированию личностных качеств детей, их чувствам, эмоциям.

Отличительные особенности программы Программу «Азбука общения» отличает то, что она строится с учетом возрастных особенностей всех когнитивных процессов детей дошкольного возраста и на основе дифференцированного и личностно-ориентированного подхода. Программа «Азбука общения» ориентирована на гуманистические ценности, партнерское взаимодействие с детьми 4-7 лет, на создание условий для развития личности ребенка, его свободного творческого самовыражения, на развитие навыков межличностного взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми.

Программа «Азбука общения» не только поможет детям овладеть средствами коммуникации, но и убедит их в том, что между мыслями, чувствами и поведением в процессе общения существует тесная связь и что эмоциональные проблемы связаны не только с определенными ситуациями, но и с их неверными восприятием и пониманием.

Общение - основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Под общением понимается взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата (М.И. Лисина). С первых дней жизни ребенка общение является одним из важнейших факторов его психического развития. В дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга четыре формы общения ребенка со взрослыми: ситуативно-личностное, ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное и внеситуативно-личностное (М.И. Лисина). Изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные умения и навыки, формируется один из компонентов обеспечивающий равные стартовые возможности для обучения детей в общеобразовательных учреждениях - коммуникативный. Ребенок избирательно относится ко взрослым, постепенно начиная осознавать свои отношения с ними: как они к нему относятся и что от него ждут, как он к ним относится и что от них ожидает. Нормы поведения, усвоенные ребенком в семье, отражаются на процессе его общения со сверстниками. В свою очередь многие качества, приобретенные ребенком в детском коллективе, привносятся в семью.

Интерес к сверстнику проявляется несколько позднее, чем интерес к взрослому. Общение ребенка со сверстниками складывается в различных объединениях. На развитие контактов с другими детьми влияет характер деятельности и наличие у ребенка умений для ее выполнения.

Группа детского сада - это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения- дружеские и конфликтные, выделяются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом изменяется отношение дошкольников к сверстникам, которых они оценивают не только по деловым качествам, но и по личностным, прежде всего нравственным. Это обусловлено развитием представлений детей о нормах морали, углублением в понимание содержания нравственных качеств.

Отношения ребенка с детьми также во многом определяются характером общения дошкольника с воспитателем детского сада, окружающими его взрослыми. Стиль общения педагога с детьми, его ценностные установки отражаются в отношениях детей между собой, в психологическом микроклимате группы. Важное содействие на развитие ребенка оказывает успешность эволюции его отношений со сверстниками. Таким образом, существует единая система формирования коммуникативной функции ребенка, развития его личности.

Общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств. Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.

Вскрытие противоречий в развитии общения, предупреждение различных отклонений в развитии личности ребенка возможно за счет своевременного выявления и учета особенностей его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Это предусматривает учет характерных форм поведения ребенка в разных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении.

Программа занятий

Результатом проведенных занятий является развитие у ребенка личностных качеств, коммуникативных навыков, социальных эмоций, социальной активности, преодоление неуверенности и страха, успешная реализация себя в поведении и деятельности.

Личностные результаты:

мотивация дошкольников на общение со взрослыми и сверстниками; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате занятия, оценивать свое поведение; сформированы адекватная самооценка и умение самостоятельно решать проблемы, адекватные возрасту.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

развиты умения управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений;

совместно с педагогом и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятии; высказывать своё предположение  на основе работы с материалом; работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; отличать верно выполненное задание от неверного; соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы; решать интеллектуальные задачи (адекватные возрасту).

Коммуникативные УУД:

учиться работать в паре, группе; совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);учитывать разные мнения, стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве.

Предметные результаты:

у детей сформированы понятия: органы чувств, мимика, жесты, характер, эмоции, коллектив, дружба, конфликт (сора); дети обучены приемам речевых средств общения (отвечать на вопросы педагога; составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок; подробно пересказывать текст).

сформированы умения:

практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой);

сравнивать анализировать, отсекать лишнее, классифицировать, объединять;

выполнять разные виды штриховок, лабиринтов, головоломок;

использовать адекватные ситуации средства общения и способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

дети будут иметь первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie